ПАРК В ОБЪЕКТИВАХ ПЕРВЫХ ФОТОГРАФОВ КАВКАЗА: ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ РАЕВ

28 Декабря 2020
Поделиться:

В Нарзанной галерее открылась выставка фоторабот Григория Ивановича Раева.

Выдающийся фотограф Григорий Иванович Раев (1863-1957) по праву считается одним из патриархов светописи Кавказских Минеральных Вод. Нередко в посвященных ему материалах можно встретить и другой статусный и душевный эпитет – «дедушка кавказкой фотографии». Из 94 лет яркой жизни, более 70 Раев посвятил творчеству, оставив потомкам уникальные свидетельства истории становления курортов. Особое место в жизни и творчестве фотохудожника занимал Кисловодск.
Раев родился в Пятигорске в ноябре 1863 года. Определяющее дальнейшую судьбу событие произошло еще в юности, когда Григорий стал учеником знаменитого Александра Карловича Энгеля, лучшего в то время фотографа на Кавказе. В течение пяти лет юноша обучался искусству фотографии и был помощником своего знаменитого учителя, отправляясь на пленэр по еще нехоженым тропам Кавказа. Вместе с ним Раев совершил множество невероятных путешествий с фотоаппаратурой по Кавказу и Крыму. Именно Энгель привил ему любовь к суровой красоте Кавказа, страсть к путешествиям, а также умение ценить важность фотолетописи исторических событий. Приэльбрусье, Теберда, Каир, Бельгия, Турция, Англия, Франция, - «Глазами русского смотрел я на заграницу. Не блеск богатства интересовал меня там, а то, что характеризовало жизнь народа, его историю», - вспоминал фотограф. Одним из главных событий того времени стали поиски места дуэли М.Ю. Лермонтова, позже Григорий Раев снимет мероприятие, посвященное 40-летию гибели поэта.
Уже к концу 19 века Григорий Иванович пройдет обучения у других именитых мастеров фотографии и, набравшись опыта, начнет самостоятельную деятельность, выкупив фотоателье у А.К. Энгеля. Кавминводы тогда являлись одним из самых популярных курортов, спрос на фотографию был велик.
В 1895 году фотограф с супругой переехали в Кисловодск, где, как говорили, «посетители Вод были побогаче, а фотографов было мало». Первоначально Раев арендовал помещение для жилья и своего фотоателье на Тополевой аллее, близ Нарзанной галереи. Позже, Григорий Раев построил фотоателье в самом центре Кисловодска, почти напротив известного фонтана «Лягушки». Здесь был сооружен специальный деревянный павильон со стеклянной крышей и двумя башенками. Весной 1897 года появились листовки с приглашением посетить фотоателье, отстроенное для снятия портретов, с различными декорациями и аксессуарами, включая черкесские костюмы. Фотоателье Раева, носившее название «Виды Кавказа», было роскошно обставлено, а снимки были моментальными. Кроме того, среди любителей долгих прогулок, принимались заказы на выездные пикники и фотоработы в живописном кисловодском парке и окрестностях. Такого рода фотосессии как правило проходили группой, по несколько человек и пользовались большой популярностью.
Большой киоск для торговли фотографическими видами Раева располагались в Нарзанной галерее. Он был украшен наградами за фотовыставки и состоял из десятка стеклянных витрин, нескольких шкафов, тумб и столов, на которых были выставлены всевозможные фотопортреты и видовые снимки, альбомы, стереопары и панорамы. Посетители уже тогда могли наслаждаться своеобразной выставкой в стенах Нарзанной галереи. Большой популярностью в качестве сувениров пользовались, оформленные фотографиями парка, открытые письма, почтовые карточки.
На рубеже веков фотографическое заведение Раева было наиболее известным из постоянно существующих на КМВ. Фотограф проработал в этом ателье у Нарзанной галереи до 1911 года, когда павильон был снесен в связи с расширением гостиницы Григорий Раев с успехом работал в различных жанрах фотоискусства. Он снял сотни замечательных портретов, как одиночных, так и групповых. Много времени посвятил «полевым работам» - фотосъемке видов горного Кавказа и его жителей. Раев запечатлел становление курортов Кавказских Минеральных Вод, важные события в их истории, великолепную природу и архитектурные ансамбли. Он по праву считается выдающимся лермонтоведом и краеведом. Талантливый фотограф, был отмечен множеством наград, в том числе заграницей.
7 000 фотографий — это много или мало? Современные устройства порой хранят куда больше наших творений. Однако столетие назад такое количество являлось одним из признаков качества, мастерства и таланта фотографа. Уникальное фотонаследие, оставленное Григорием Ивановичем Раевым потомках, не утратит ценности в веках и всегда будет примером беззаветного и талантливого служения своему призванию.

04.jpg

60.jpg

Поделиться: